Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция. Дизайн как вид деятельности возник в начале двадцатого столетия, сразу став неким искусством художественного конструирования.
Лишь в 1959 году международным обозначением данного понятия стало словосочетание «индустриальный дизайн», поскольку данная форма деятельности стремилась и стремится охватить максимальное количество аспектов окружающей каждого человека социальной среды. В качестве предпосылок появления дизайна выступили, во-первых, естественная тяга человека к прекрасному, а во-вторых, те экономические выгоды, которые сулило удовлетворение эстетических потребностей общества. Важным этапом развития дизайнерского искусства стал период перехода к машинному производству, когда изобретённым изделиям нужно было придать особую, привлекательную для потребителей форму. И в наши дни это остаётся главной задачей современного дизайна.
Появление веб-дизайна – это новый виток развития данного вида искусства, ведь продукты интернет-бизнеса – это выгодный способ реализации экономических интересов различных компаний, а, следовательно, — новый пласт коммерческой деятельности.
Можно сказать, что возникновение дизайна в наиболее близком к современному варианту понимании началось после Второй Мировой войны, а родиной современного дизайна считают Японию. Именно в Японии зародились понятия, являющиеся основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Также важной чертой японского дизайна является одушевлённость вещи, стремление к природной простоте и завершённости.
Развитие дизайна как вида деятельности не могло происходить без появления первых дизайнерских школ, самыми яркими и заметными из которых являются Баухауз (Германия) и ВХУТЕМАС (СССР) зародившиеся в двадцатые годы XX века.
Эти школы разработали такие принципы дизайна как функционализм и конструктивизм, они же стали школами, воспитавшие первых профессиональных дизайнеров.
Первая дизайнерская фирма, как и следовало ожидать, появилась в начале всё того же XX столетия в США, стала она именно экономической организацией, практически ничего общего не имеющей с искусством как таковым. До сих пор основная черта американского дизайна, яркими представителями которого являются дизайнерские отделы таких фирм как Samsung, Nokia, Filips, — это ориентировка не на эстетику ради эстетики, а на экономические выгоды. Такой дизайн служит исключительно ради раскрутки того или иного товара.
Появление сети интернет открыло неизведанное широчайшее поле деятельности для профессиональных дизайнеров всех мастей.
Основные принципы web-дизайна ничем не отличаются от основ любых других разновидностей дизайна:
- Введённый Баухаузом в конце XX века принцип функционализма, гласящий, что красиво всё то, что функционально. К сожалению многие веб-дизайнеры, особенно начинающие, зачастую пренебрегают этим принципом и в первую очередь стремятся воплотить все свои идеи, не задумываясь о том, что для пользователя быстрота загрузки, удобная навигация и читабельность намного важней любых самых ярких и впечатляющих, но бесполезных с практической точки зрения идей.
- Также в создании дизайна сайта не последнее место отводится совокупности графических элементов, смысловая наполненность их расположения на макете будущего сайта. И тут появляется второй основополагающий принцип всех видов дизайна – принцип конструктивизма. Этот принцип гласит, что целью должно быть не создание композиции, а создание её конструкции.
Основные цели web-дизайна:
- Формирование у пользователя положительного восприятия образа рекламируемого продукта, либо умение донести до пользователя размещаемую на сайте информацию.
- Чёткая простая структура сайта.
- Интуитивно понятный для любого пользователя интерфейс.
- Удобная система навигации.
Тем не менее, дизайнеры, как и любые люди, склонны допускать ошибки, наиболее распространенные из которых ещё в 1996 году собрал и опубликовал Якоб Нильсен. Десять главных ошибок веб-дизайнеров с позиции Якоба Нильсена (1996 год):
- Использование фреймов;
- Нелогичное, бессмысленное использование новейших технологий;
- Различные виды динамической анимации, прокручивающийся тест;
- Сложные URL;
- Несуществующие страницы (битые ссылки, ошибка 404);
- Слишком длинные страницы;
- Запутанная, сложная, плохо заметная навигация по сайту
- Нестандартные цвета ссылок
- Устаревшая информация
- Чересчур долгое время загрузки (тяжёлые страницы).
Спустя несколько лет, уже к двухтысячному году, Нильсен писал на своём сайте о том, что его список остался актуальным.
Новый список Якоб составил только в 2005 году, но уже не на основе своих наблюдений, а на основе опроса интернет-пользователей, которые назвали наиболее раздражающие их элементы дизайна сайтов. На данный момент этот список вполне актуален.
-
Неразборчивость, нечитабельность контента.
В-первых, в состав данного пункта входит использование красивых, но совершенно нечитабельных шрифтов.
Во-вторых, малая контрастность между цветом шрифта и фона, либо использование неприятных для глаза фонов с обилием мелких деталей.
Ну, и, в-третьих, — малый размер шрифта. Хотя слишком крупный шрифт действует раздражающе, но чересчур малый шрифт для большинства пользователей, многие из которых испытывают проблемы со зрением из-за частого сидения за компьютером, просто неприемлем. -
Нестандартные ссылки.
Являясь основным интерактивным элементом на странице, ссылки должны как-то выделяться, цветом, шрифтом, подчёркиванием. Желательно избегать использования различных нестандартных технологий, например JavaScript, предупреждать, если ссылка будет открываться в новом окне, а также предупреждать о том, что увидит пользователь, перейдя по ссылке. -
Flash.
Третье место в списке недовольств пользователей по праву занял флеш, хотя многие веб-мастера и придерживаются мнения, что флеш-элементы удобней и эффектней прочих. Тем не менее, при использовании flash-технологий нужно осознавать, что они не должны глобально влиять на скорость загрузки страниц, удобство интерфейса и прочие объективные характеристики, иначе все достоинства этой, несомненно, во многих случаях удобной и эффективной технологии, будут погребены под массой недостатков. -
Контент, написанный не для Web.
Такой контент, разумеется, оправдан для интернет-библиотек, студенческих, научных и прочих строго специализированных сайтов, но в остальных случаях желательно, чтобы основная масса контента была написана и распределена так, чтобы возможно было осуществлять беглый просмотр. -
Некачественный поиск.
Невозможность найти на сайте (особенно крупном портале) необходимый материал – грубейшая ошибка, поскольку именно поиск – это основная форма существования человека в онлайне. -
Несовместимость браузеров.
Дизайнерам и разработчикам сайтов давно пора усвоить, что времена, когда 99% пользователей предпочитали Internet Explorer канули в лету и вряд ли вернутся. Бесплатность браузеров и жестокая конкуренция между полудюжиной крупнейших фирм и, вместе тем, различающиеся по функциональным особенностям браузерные движки приводят к тому, что на сегодняшний день каждый сайт нужно обязательно проверять и адаптировать к просмотру сразу в нескольких браузерах. Сделать это несложно, помимо наличия широких возможностей по установке на компьютер данного программного обеспечения, скачанного с официальных сайтов, в настоящее время появилось огромное количество онлайн-сервисов, которые предоставляют услугу по проверке кроссбраузерности сайта, не меняя привычный Вам браузер. - Нескладные формы. Удивительно, но на седьмом месте в списке претензий пользователей к дизайну любимых сайтов стоит этот пункт, люди жалуются на обилие различных форм, содержащих, зачастую, совершенно ненужные вопросы.
- Если руководство решило создать сайт компании, то логично, что от данного сайта ждут каких-либо выгод, в конечном счёте – экономических. Вместе с тем, чем больше важной фактической информации о компании представлено на сайте, тем с большим энтузиазмом потенциальные клиенты захотят стать клиентами настоящими. Это следует учитывать как заказчику сайта, так и его создателю. Контактный телефон и адрес электронной почты организации на сайте должны быть указаны обязательно – это элементарные правила деловой этики. Также хорошо, если на сайте указан физический адрес фирмы, ведь мало кому захочется иметь дело с анонимными компаниями, излишняя скрытность всегда подозрительна.
-
На девятом месте топа ошибок создателей сайтов стоит «замороженная разметка», страницы фиксированной ширины.
Это оказывает очень плохое впечатление на посетителей; любой самый продвинутый и эстетичный дизайн пострадает, если на больших мониторах страница будет превращаться в узкий столбик текста, а на маленьких появится горизонтальная прокрутка. Такие досадные «превращения» – свидетельство непрофессионализма создателей сайта - На десятое место пользователи поставили всплывающие pop-up окна, но сам Якоб Нильсен заменил эту проблему проблемой с фотографиями. Он руководствовался мыслью, что всплывающие рекламные баннеры – это проблема понятная, является она не ошибкой, а скорее проблемой этического толка. Вопрос с фотографиями показался Нильсену гораздо более интересным. Так, например, в электронной коммерции демонстрация товара очень важна. Причём демонстрация такая должна быть максимально подробной – от этого зависит эффективность рекламного предложения. Именно поэтому на фотографиях обязательно должна быть функция зуммирования, которая показывает фотографию увеличенного размера.
И в заключение стоит привести мысль Якоба Нильсена о том, что чрезмерное увлечение новейшими технологиями ни к чему полезному тоже не приведёт. Пользователю не никакого дела до этих технологий. Пользователю важно, чтобы дизайн был гармоничным, текст читабельным, контент отвечал на вопросы, а навигация и поиск позволяли легко найти нужную информацию.