Веб-дизайн

Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция.

Само понятие «дизайн» появилось относительно недавно, оно итальянского происхождения и имеет множество вариантов перевода. Это и план, и замысел, и намерение; в другом значении – набросок, эскиз, рисунок; также его можно перевести как модель, шаблон, элемент, лежащий в основе чего-либо, схема или композиция. Дизайн как вид деятельности возник в начале двадцатого столетия, сразу став неким искусством художественного конструирования.

Лишь в 1959 году международным обозначением данного понятия стало словосочетание «индустриальный дизайн», поскольку данная форма деятельности стремилась и стремится охватить максимальное количество аспектов окружающей каждого человека социальной среды. В качестве предпосылок появления дизайна выступили, во-первых, естественная тяга человека к прекрасному, а во-вторых, те экономические выгоды, которые сулило удовлетворение эстетических потребностей общества. Важным этапом развития дизайнерского искусства стал период перехода к машинному производству, когда изобретённым изделиям нужно было придать особую, привлекательную для потребителей форму. И в наши дни это остаётся главной задачей современного дизайна.

Появление веб-дизайна – это новый виток развития данного вида искусства, ведь продукты интернет-бизнеса – это выгодный способ реализации экономических интересов различных компаний, а, следовательно, — новый пласт коммерческой деятельности.

Можно сказать, что возникновение дизайна в наиболее близком к современному варианту понимании началось после Второй Мировой войны, а родиной современного дизайна считают Японию. Именно в Японии зародились понятия, являющиеся основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность. Также важной чертой японского дизайна является одушевлённость вещи, стремление к природной простоте и завершённости.

Развитие дизайна как вида деятельности не могло происходить без появления первых дизайнерских школ, самыми яркими и заметными из которых являются Баухауз (Германия) и ВХУТЕМАС (СССР) зародившиеся в двадцатые годы XX века.

Эти школы разработали такие принципы дизайна как функционализм и конструктивизм, они же стали школами, воспитавшие первых профессиональных дизайнеров.

Первая дизайнерская фирма, как и следовало ожидать, появилась в начале всё того же XX столетия в США, стала она именно экономической организацией, практически ничего общего не имеющей с искусством как таковым. До сих пор основная черта американского дизайна, яркими представителями которого являются дизайнерские отделы таких фирм как Samsung, Nokia, Filips, — это ориентировка не на эстетику ради эстетики, а на экономические выгоды. Такой дизайн служит исключительно ради раскрутки того или иного товара.

Появление сети интернет открыло неизведанное широчайшее поле деятельности для профессиональных дизайнеров всех мастей.

Основные принципы web-дизайна ничем не отличаются от основ любых других разновидностей дизайна:

  1. Введённый Баухаузом в конце XX века принцип функционализма, гласящий, что красиво всё то, что функционально. К сожалению многие веб-дизайнеры, особенно начинающие, зачастую пренебрегают этим принципом и в первую очередь стремятся воплотить все свои идеи, не задумываясь о том, что для пользователя быстрота загрузки, удобная навигация и читабельность намного важней любых самых ярких и впечатляющих, но бесполезных с практической точки зрения идей.
  2. Также в создании дизайна сайта не последнее место отводится совокупности графических элементов, смысловая наполненность их расположения на макете будущего сайта. И тут появляется второй основополагающий принцип всех видов дизайна – принцип конструктивизма. Этот принцип гласит, что целью должно быть не создание композиции, а создание её конструкции.

Основные цели web-дизайна:

  1. Формирование у пользователя положительного восприятия образа рекламируемого продукта, либо умение донести до пользователя размещаемую на сайте информацию.
  2. Чёткая простая структура сайта.
  3. Интуитивно понятный для любого пользователя интерфейс.
  4. Удобная система навигации.

Тем не менее, дизайнеры, как и любые люди, склонны допускать ошибки, наиболее распространенные из которых ещё в 1996 году собрал и опубликовал Якоб Нильсен. Десять главных ошибок веб-дизайнеров с позиции Якоба Нильсена (1996 год):

  1. Использование фреймов;
  2. Нелогичное, бессмысленное использование новейших технологий;
  3. Различные виды динамической анимации, прокручивающийся тест;
  4. Сложные URL;
  5. Несуществующие страницы (битые ссылки, ошибка 404);
  6. Слишком длинные страницы;
  7. Запутанная, сложная, плохо заметная навигация по сайту
  8. Нестандартные цвета ссылок
  9. Устаревшая информация
  10. Чересчур долгое время загрузки (тяжёлые страницы).

Спустя несколько лет, уже к двухтысячному году, Нильсен писал на своём сайте о том, что его список остался актуальным.
Новый список Якоб составил только в 2005 году, но уже не на основе своих наблюдений, а на основе опроса интернет-пользователей, которые назвали наиболее раздражающие их элементы дизайна сайтов. На данный момент этот список вполне актуален.

  1. Неразборчивость, нечитабельность контента.
    В-первых, в состав данного пункта входит использование красивых, но совершенно нечитабельных шрифтов.
    Во-вторых, малая контрастность между цветом шрифта и фона, либо использование неприятных для глаза фонов с обилием мелких деталей.
    Ну, и, в-третьих, — малый размер шрифта. Хотя слишком крупный шрифт действует раздражающе, но чересчур малый шрифт для большинства пользователей, многие из которых испытывают проблемы со зрением из-за частого сидения за компьютером, просто неприемлем.
  2. Нестандартные ссылки.
    Являясь основным интерактивным элементом на странице, ссылки должны как-то выделяться, цветом, шрифтом, подчёркиванием. Желательно избегать использования различных нестандартных технологий, например JavaScript, предупреждать, если ссылка будет открываться в новом окне, а также предупреждать о том, что увидит пользователь, перейдя по ссылке.
  3. Flash.
    Третье место в списке недовольств пользователей по праву занял флеш, хотя многие веб-мастера и придерживаются мнения, что флеш-элементы удобней и эффектней прочих. Тем не менее, при использовании flash-технологий нужно осознавать, что они не должны глобально влиять на скорость загрузки страниц, удобство интерфейса и прочие объективные характеристики, иначе все достоинства этой, несомненно, во многих случаях удобной и эффективной технологии, будут погребены под массой недостатков.
  4. Контент, написанный не для Web.
    Такой контент, разумеется, оправдан для интернет-библиотек, студенческих, научных и прочих строго специализированных сайтов, но в остальных случаях желательно, чтобы основная масса контента была написана и распределена так, чтобы возможно было осуществлять беглый просмотр.
  5. Некачественный поиск.
    Невозможность найти на сайте (особенно крупном портале) необходимый материал – грубейшая ошибка, поскольку именно поиск – это основная форма существования человека в онлайне.
  6. Несовместимость браузеров.
    Дизайнерам и разработчикам сайтов давно пора усвоить, что времена, когда 99% пользователей предпочитали Internet Explorer канули в лету и вряд ли вернутся. Бесплатность браузеров и жестокая конкуренция между полудюжиной крупнейших фирм и, вместе тем, различающиеся по функциональным особенностям браузерные движки приводят к тому, что на сегодняшний день каждый сайт нужно обязательно проверять и адаптировать к просмотру сразу в нескольких браузерах. Сделать это несложно, помимо наличия широких возможностей по установке на компьютер данного программного обеспечения, скачанного с официальных сайтов, в настоящее время появилось огромное количество онлайн-сервисов, которые предоставляют услугу по проверке кроссбраузерности сайта, не меняя привычный Вам браузер.
  7. Нескладные формы. Удивительно, но на седьмом месте в списке претензий пользователей к дизайну любимых сайтов стоит этот пункт, люди жалуются на обилие различных форм, содержащих, зачастую, совершенно ненужные вопросы.
  8. Если руководство решило создать сайт компании, то логично, что от данного сайта ждут каких-либо выгод, в конечном счёте – экономических. Вместе с тем, чем больше важной фактической информации о компании представлено на сайте, тем с большим энтузиазмом потенциальные клиенты захотят стать клиентами настоящими. Это следует учитывать как заказчику сайта, так и его создателю. Контактный телефон и адрес электронной почты организации на сайте должны быть указаны обязательно – это элементарные правила деловой этики. Также хорошо, если на сайте указан физический адрес фирмы, ведь мало кому захочется иметь дело с анонимными компаниями, излишняя скрытность всегда подозрительна.
  9. На девятом месте топа ошибок создателей сайтов стоит «замороженная разметка», страницы фиксированной ширины.
    Это оказывает очень плохое впечатление на посетителей; любой самый продвинутый и эстетичный дизайн пострадает, если на больших мониторах страница будет превращаться в узкий столбик текста, а на маленьких появится горизонтальная прокрутка. Такие досадные «превращения» – свидетельство непрофессионализма создателей сайта
  10. На десятое место пользователи поставили всплывающие pop-up окна, но сам Якоб Нильсен заменил эту проблему проблемой с фотографиями. Он руководствовался мыслью, что всплывающие рекламные баннеры – это проблема понятная, является она не ошибкой, а скорее проблемой этического толка. Вопрос с фотографиями показался Нильсену гораздо более интересным. Так, например, в электронной коммерции демонстрация товара очень важна. Причём демонстрация такая должна быть максимально подробной – от этого зависит эффективность рекламного предложения. Именно поэтому на фотографиях обязательно должна быть функция зуммирования, которая показывает фотографию увеличенного размера.

И в заключение стоит привести мысль Якоба Нильсена о том, что чрезмерное увлечение новейшими технологиями ни к чему полезному тоже не приведёт. Пользователю не никакого дела до этих технологий. Пользователю важно, чтобы дизайн был гармоничным, текст читабельным, контент отвечал на вопросы, а навигация и поиск позволяли легко найти нужную информацию.

Оцените статью
WebVertex